Заказать звонок

Новости

Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"

28.04.2020

Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"

Основатель и пилот команды S&A RACING Андрей Сушенцов за полтора года (!) выполнил норматив Мастера спорта, завоевал титул обладателя Кубка России, стал победителем (в Т2.2) на марафоне «AFRICA ERO RACE» и бронзовым призером (в Т2) - на этапе Кубка мира, бахе «Россия - Северный лес». Что способствовало такому успеху, можно ли добиться этого в одиночку и какая роль отведена команде, мы выяснили, поговорив с директором S&A RACING Александром Грачевым. 

Александр, сколько пазлов надо сложить, чтобы получилась успешная гоночная команда?

 - Главное - это бюджет команды. Он определяет основной вектор развития. Второе - это сплоченный коллектив. Третье – творческие, думающие люди, живущие общим делом. Если человек пришел в гонки только ради зарплаты, его хватит на полгода, не больше. Ему будет сложно адаптироваться к уникальным условиям, потому что автоспорт, как и искусство, требует жертв.

Какой необходимый штат сотрудников должен быть в рейдовой команде?

 - Не буду обобщать, потому что команда команде рознь. Поделюсь тем, как дела обстоят у нас. Опора команды – это техническая служба. К одному экипажу прикреплены два постоянных механика, которые готовят технику и обслуживают ее во время гонки. Есть профильные специалисты высокого класса: электрик, станочник, подвесочник. Обязательно в штатном расписании должен быть менеджер – без него никуда. Эту должность занимает Александра Тарасова – она в курсе всех изменений в правилах, регламентах, всего нового, что происходит в ралли-рейдах. Собирает информацию, анализирует и советует как поступить лучше.

Ты не упомянул директора. В чем заключается твоя работа?

 - Сделать так, чтобы организм команды был здоровым и работал как швейцарские часы. Создать условия для каждого человека и обеспечить его всем необходимым. Помимо директора я еще и тренер, поэтому тесты, тренировки тоже на мне. И медиа…

Ты и пиаром занимаешься? Это же отдельная большая тема, которая требует специальных знаний!

 - Пока у нас нет PR-службы. Команда начинает в ней нуждаться, когда имеет несколько экипажей, потому что главная задача пиарщиков найти спонсоров. Содержать большую команду очень накладно. Это другой уровень. Другой бюджет. Я хорошо знаю, о чем говорю: когда в команде «ГЕОРЕЙД» было 5 экипажей, расходы были серьезные.

Legendy-ozera2019.19.jpg

Не секрет, что спонсоры в очереди не стоят. За счет чего живет ваша команда?

 - Пытаемся зарабатывать. Занимаемся обучением пилотов, а также контраварийной подготовкой для простых людей, предлагаем в аренду спортивные автомобили с технической поддержкой на гонках. Но до самоокупаемости еще не доросли. Чтобы затраты окупались надо обслуживать, как минимум, пять клиентских автомобилей в просторном отдельном боксе силами хороших специалистов. Таких мощностей пока не хватает.

А заказы есть? Такой рынок вообще существует?

 - Заказы есть, но к нам приезжают в основном друзья или хорошие знакомые. Автоспортивный рынок пребывает в сомнабулическом состоянии. На мой взгляд, рынок можно взбодрить, если к вопросу подойти более гибко. Скажи, почему убрали из чемпионата «Национальный класс»?

Из-за того, что он перестал набирать кворум. УАЗы вытеснили из гонок «Нивы» со всеми вытекающими…

 - Отлично! Так разбейте «Нацкласс» на два класса - до 2,5 литров и свыше 2,5 литров и никто никому мешать не будет. Дайте ребятам на «Нивах» гоняться, ведь АвтоВАЗ до сих пор продолжает их штамповать! Дешево и сердито. Посмотри на гонки начала 2000-х, они собирали более 60 экипажей, и самым популярным автомобилем была «Нива». Не УАЗы виноваты в развале «Нацкласса», а не эффективная стратегия развития дисциплины. Вспомни, как реагируют зрители, увидев «Ниву» преодолевающую астраханские пески. Ни одному прототипу не уделяют столько эмоций. «Нива» массовая машина. Уверен, с возвращением «Нивы», возродятся команды, которые будут их готовить к гонкам, так как на такие машины будет спрос – они доступные по цене. Считаю надо внимательнее следить за экономическим положением в стране и возможностями людей. Начав с «Нивы», через какое-то время пилот пересядет на прототип, потому что «Нивы» ему будет не хватать. Но он уже будет подготовленным гонщиком, опытным. Отсюда и конкуренция выше. При не эффективном подходе страдает не только дисциплина, но и рейдовая школа, учиться надо на дешевых автомобилях, а не на дорогих.

Исходя из твоего опыта, сколько надо потратить время, чтобы из новичка превратиться в мастера спорта?

 - Профессионала можно сделать из любого водителя за 1,5 – 2 года. За этот же период новичок в ралли-рейдах может стать мастером спорта. Андрей Сушенцов это доказал на практике.

Довольно быстро, почему тогда не так много людей приходят в ралли-рейды?

 - Причины есть. Важные – это финансовые затраты и слабое освещение гонок в СМИ. Но добиться результата здесь можно гораздо быстрее, чем в других дисциплинах автоспорта, потому что секунды и доли секунд играют не такую важную роль как в ралли или кольце.

В чем особенность управления рейдовым автомобилем?

 - Управлять рейдовым автомобилем непросто, и это связано с тем, что у него высокий центр тяжести. Надо уметь работать с продольной, поперечной и вертикальной осью автомобиля. Необходимо усвоить, что педаль газа нужна не только для ускорения, а педаль тормоза для замедления, они, в первую очередь, позволяют загружать подвеску, перекидывать вес с колеса на колесо. Если этому научишься, поедешь быстро и безопасно. Высокий центр тяжести требует особого к себе внимания, если ты ошибся с «разгрузой» и педалью газа, все – «чердак» - ты перевернулся. К специфике рейдовых машин надо привыкать - учиться ими управлять, а может и переучиваться, если ранее ты освоил пилотирование кольцевых или раллийных спорткаров.

SwF68zV3syM.jpg

Вернемся к команде. Насколько престижно выиграть чемпионат страны в командном зачете?

 - На мой взгляд, престиж командной победы пошатнулся. Раньше СМИ больше уделяли внимания командам, и борьба от этого была яркая, интересная. Сейчас акцент сместился на личный результат пилотов, и командный дух растаял как дым. Еще мне кажется, для командной борьбы нужна особая атмосфера в ралли-рейдах, которая влияла бы на желание пилотов объединяться в команды. Нынешняя атмосфера сильно проигрывает атмосфере 20-летней давности.

Александр, ты успешный предприниматель, имеешь свою школу подготовки водителей. Учишь людей правильно управлять автомобилем, мотоциклом. Все у тебя хорошо, зачем тебе столько сложностей, связанных со спортом?

 - Это же наркотик. В 2006 году я принял решение бросить спорт, но все это время невольно, краем глаза, подглядывал за тем, что происходит в ралли-рейдах. Когда Андрей Сушенцов предложил поработать с командой и начались тренировки, я уже не смог удержаться, чтобы снова с головой окунуться в эту жизнь. Я ему очень благодарен за то, что оживил меня, позволил вернуться в яркий эмоциональный мир. Мне было приятно встретиться с друзьями, которых не видел много лет. Когда дышишь гоночным воздухом, понимаешь, что живешь.

Как ты охарактеризуешь тех людей, кто посвятил большую часть своей жизни гонкам?

 - Таких сумасшедших мало – их можно по пальцам пересчитать, но они самые счастливые люди. Многие им завидуют.

Насколько сложна тренерская работа?

 - Она не простая, но очень интересная. Когда мы начинали с Андреем (Сушенцовым – прим.) тренироваться, его инстинкт самосохранения отлично работал - он опасался ставить машину в занос. Постепенно мы убрали эту и другие преграды, и наступило время, когда я сказал: «С тобой стало интересно ездить». Он начал использовать левую ногу, уверенно переходил в занос и прерывал его, чтобы правильно распределить массу автомобиля. Мы подошли к изучению мелочей, которые составляют основу успеха. В этих мелочах очень приятно копаться и разбираться. Классно когда ты захотел что-то подсказать пилоту, а он это уже выполнил. В такие моменты испытываю удовлетворение за то, что сумел привить пилоту навыки, которые позволяют ему ехать быстро и безопасно.

UlDl-xVzapA.jpg

Традиционный вопрос: Какое у тебя отношение к ралли-рейду «Золото Кагана»?

 - Для меня Астрахань и Волгоград два региона, в которых обязательно надо проводить ралли-рейды, так как они практически созданы для этого. Просторы, пески, степные грунтовые дороги – все, чем живут рейды, здесь есть. Хочется вернуться к тем временам, когда все жили на бивуаке и общались как одна большая семья.

Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Александра Грачева

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1078 [~ID] => 1078 [NAME] => Порядок и время старта на 4-й этап РАФ [~NAME] => Порядок и время старта на 4-й этап РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4488 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4488 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4087 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4087 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4089 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4089 [SORT] => 342 [~SORT] => 342 ) [1] => Array ( [ID] => 1077 [~ID] => 1077 [NAME] => Классификация_после_3_го_этапа_Кубок АО РАФ [~NAME] => Классификация_после_3_го_этапа_Кубок АО РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4487 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4487 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4084 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4084 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4086 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4086 [SORT] => 343 [~SORT] => 343 ) [2] => Array ( [ID] => 1076 [~ID] => 1076 [NAME] => Пенализация 3-й этап Кубок АО РАФ [~NAME] => Пенализация 3-й этап Кубок АО РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4486 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4486 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4081 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4081 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4083 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4083 [SORT] => 344 [~SORT] => 344 ) [3] => Array ( [ID] => 1075 [~ID] => 1075 [NAME] => Результаты СУ4 Кубок Астр О РАФ [~NAME] => Результаты СУ4 Кубок Астр О РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4485 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4485 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4078 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4078 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4080 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4080 [SORT] => 345 [~SORT] => 345 ) )

Документы

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1080 [~ID] => 1080 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [~DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [1] => Array ( [ID] => 1079 [~ID] => 1079 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [~DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [2] => Array ( [ID] => 1050 [~ID] => 1050 [NAME] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [~NAME] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [CODE] => zoloto_kagana_2024_peski_zhara_i_skhody_chem_zapomnilsya_vtoroy_gonochnyy_den [~CODE] => zoloto_kagana_2024_peski_zhara_i_skhody_chem_zapomnilsya_vtoroy_gonochnyy_den [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [DATE_CREATE] => 22.04.2024 00:08:01 [~DATE_CREATE] => 22.04.2024 00:08:01 [ACTIVE_FROM] => 22.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 22.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) )

Новости