Array
(
[ID] => 453
[~ID] => 453
[NAME] => Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"
[~NAME] => Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"
[IBLOCK_ID] => 22
[~IBLOCK_ID] => 22
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT] => Основатель и пилот команды S&A RACING Андрей Сушенцов за полтора года (!) выполнил норматив Мастера спорта, завоевал титул обладателя Кубка России, стал победителем (в Т2.2) на марафоне «AFRICA ERO RACE» и бронзовым призером (в Т2) - на этапе Кубка мира, бахе «Россия - Северный лес». Что способствовало такому успеху, можно ли добиться этого в одиночку и какая роль отведена команде, мы выяснили, поговорив с директором S&A RACING Александром Грачевым.
Александр, сколько пазлов надо сложить, чтобы получилась успешная гоночная команда?
- Главное - это бюджет команды. Он определяет основной вектор развития. Второе - это сплоченный коллектив. Третье – творческие, думающие люди, живущие общим делом. Если человек пришел в гонки только ради зарплаты, его хватит на полгода, не больше. Ему будет сложно адаптироваться к уникальным условиям, потому что автоспорт, как и искусство, требует жертв.
Какой необходимый штат сотрудников должен быть в рейдовой команде?
- Не буду обобщать, потому что команда команде рознь. Поделюсь тем, как дела обстоят у нас. Опора команды – это техническая служба. К одному экипажу прикреплены два постоянных механика, которые готовят технику и обслуживают ее во время гонки. Есть профильные специалисты высокого класса: электрик, станочник, подвесочник. Обязательно в штатном расписании должен быть менеджер – без него никуда. Эту должность занимает Александра Тарасова – она в курсе всех изменений в правилах, регламентах, всего нового, что происходит в ралли-рейдах. Собирает информацию, анализирует и советует как поступить лучше.
Ты не упомянул директора. В чем заключается твоя работа?
- Сделать так, чтобы организм команды был здоровым и работал как швейцарские часы. Создать условия для каждого человека и обеспечить его всем необходимым. Помимо директора я еще и тренер, поэтому тесты, тренировки тоже на мне. И медиа…
Ты и пиаром занимаешься? Это же отдельная большая тема, которая требует специальных знаний!
- Пока у нас нет PR-службы. Команда начинает в ней нуждаться, когда имеет несколько экипажей, потому что главная задача пиарщиков найти спонсоров. Содержать большую команду очень накладно. Это другой уровень. Другой бюджет. Я хорошо знаю, о чем говорю: когда в команде «ГЕОРЕЙД» было 5 экипажей, расходы были серьезные.
Не секрет, что спонсоры в очереди не стоят. За счет чего живет ваша команда?
- Пытаемся зарабатывать. Занимаемся обучением пилотов, а также контраварийной подготовкой для простых людей, предлагаем в аренду спортивные автомобили с технической поддержкой на гонках. Но до самоокупаемости еще не доросли. Чтобы затраты окупались надо обслуживать, как минимум, пять клиентских автомобилей в просторном отдельном боксе силами хороших специалистов. Таких мощностей пока не хватает.
А заказы есть? Такой рынок вообще существует?
- Заказы есть, но к нам приезжают в основном друзья или хорошие знакомые. Автоспортивный рынок пребывает в сомнабулическом состоянии. На мой взгляд, рынок можно взбодрить, если к вопросу подойти более гибко. Скажи, почему убрали из чемпионата «Национальный класс»?
Из-за того, что он перестал набирать кворум. УАЗы вытеснили из гонок «Нивы» со всеми вытекающими…
- Отлично! Так разбейте «Нацкласс» на два класса - до 2,5 литров и свыше 2,5 литров и никто никому мешать не будет. Дайте ребятам на «Нивах» гоняться, ведь АвтоВАЗ до сих пор продолжает их штамповать! Дешево и сердито. Посмотри на гонки начала 2000-х, они собирали более 60 экипажей, и самым популярным автомобилем была «Нива». Не УАЗы виноваты в развале «Нацкласса», а не эффективная стратегия развития дисциплины. Вспомни, как реагируют зрители, увидев «Ниву» преодолевающую астраханские пески. Ни одному прототипу не уделяют столько эмоций. «Нива» массовая машина. Уверен, с возвращением «Нивы», возродятся команды, которые будут их готовить к гонкам, так как на такие машины будет спрос – они доступные по цене. Считаю надо внимательнее следить за экономическим положением в стране и возможностями людей. Начав с «Нивы», через какое-то время пилот пересядет на прототип, потому что «Нивы» ему будет не хватать. Но он уже будет подготовленным гонщиком, опытным. Отсюда и конкуренция выше. При не эффективном подходе страдает не только дисциплина, но и рейдовая школа, учиться надо на дешевых автомобилях, а не на дорогих.
Исходя из твоего опыта, сколько надо потратить время, чтобы из новичка превратиться в мастера спорта?
- Профессионала можно сделать из любого водителя за 1,5 – 2 года. За этот же период новичок в ралли-рейдах может стать мастером спорта. Андрей Сушенцов это доказал на практике.
Довольно быстро, почему тогда не так много людей приходят в ралли-рейды?
- Причины есть. Важные – это финансовые затраты и слабое освещение гонок в СМИ. Но добиться результата здесь можно гораздо быстрее, чем в других дисциплинах автоспорта, потому что секунды и доли секунд играют не такую важную роль как в ралли или кольце.
В чем особенность управления рейдовым автомобилем?
- Управлять рейдовым автомобилем непросто, и это связано с тем, что у него высокий центр тяжести. Надо уметь работать с продольной, поперечной и вертикальной осью автомобиля. Необходимо усвоить, что педаль газа нужна не только для ускорения, а педаль тормоза для замедления, они, в первую очередь, позволяют загружать подвеску, перекидывать вес с колеса на колесо. Если этому научишься, поедешь быстро и безопасно. Высокий центр тяжести требует особого к себе внимания, если ты ошибся с «разгрузой» и педалью газа, все – «чердак» - ты перевернулся. К специфике рейдовых машин надо привыкать - учиться ими управлять, а может и переучиваться, если ранее ты освоил пилотирование кольцевых или раллийных спорткаров.
Вернемся к команде. Насколько престижно выиграть чемпионат страны в командном зачете?
- На мой взгляд, престиж командной победы пошатнулся. Раньше СМИ больше уделяли внимания командам, и борьба от этого была яркая, интересная. Сейчас акцент сместился на личный результат пилотов, и командный дух растаял как дым. Еще мне кажется, для командной борьбы нужна особая атмосфера в ралли-рейдах, которая влияла бы на желание пилотов объединяться в команды. Нынешняя атмосфера сильно проигрывает атмосфере 20-летней давности.
Александр, ты успешный предприниматель, имеешь свою школу подготовки водителей. Учишь людей правильно управлять автомобилем, мотоциклом. Все у тебя хорошо, зачем тебе столько сложностей, связанных со спортом?
- Это же наркотик. В 2006 году я принял решение бросить спорт, но все это время невольно, краем глаза, подглядывал за тем, что происходит в ралли-рейдах. Когда Андрей Сушенцов предложил поработать с командой и начались тренировки, я уже не смог удержаться, чтобы снова с головой окунуться в эту жизнь. Я ему очень благодарен за то, что оживил меня, позволил вернуться в яркий эмоциональный мир. Мне было приятно встретиться с друзьями, которых не видел много лет. Когда дышишь гоночным воздухом, понимаешь, что живешь.
Как ты охарактеризуешь тех людей, кто посвятил большую часть своей жизни гонкам?
- Таких сумасшедших мало – их можно по пальцам пересчитать, но они самые счастливые люди. Многие им завидуют.
Насколько сложна тренерская работа?
- Она не простая, но очень интересная. Когда мы начинали с Андреем (Сушенцовым – прим.) тренироваться, его инстинкт самосохранения отлично работал - он опасался ставить машину в занос. Постепенно мы убрали эту и другие преграды, и наступило время, когда я сказал: «С тобой стало интересно ездить». Он начал использовать левую ногу, уверенно переходил в занос и прерывал его, чтобы правильно распределить массу автомобиля. Мы подошли к изучению мелочей, которые составляют основу успеха. В этих мелочах очень приятно копаться и разбираться. Классно когда ты захотел что-то подсказать пилоту, а он это уже выполнил. В такие моменты испытываю удовлетворение за то, что сумел привить пилоту навыки, которые позволяют ему ехать быстро и безопасно.
Традиционный вопрос: Какое у тебя отношение к ралли-рейду «Золото Кагана»?
- Для меня Астрахань и Волгоград два региона, в которых обязательно надо проводить ралли-рейды, так как они практически созданы для этого. Просторы, пески, степные грунтовые дороги – все, чем живут рейды, здесь есть. Хочется вернуться к тем временам, когда все жили на бивуаке и общались как одна большая семья.
Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Александра Грачева
[~DETAIL_TEXT] => Основатель и пилот команды S&A RACING Андрей Сушенцов за полтора года (!) выполнил норматив Мастера спорта, завоевал титул обладателя Кубка России, стал победителем (в Т2.2) на марафоне «AFRICA ERO RACE» и бронзовым призером (в Т2) - на этапе Кубка мира, бахе «Россия - Северный лес». Что способствовало такому успеху, можно ли добиться этого в одиночку и какая роль отведена команде, мы выяснили, поговорив с директором S&A RACING Александром Грачевым.
Александр, сколько пазлов надо сложить, чтобы получилась успешная гоночная команда?
- Главное - это бюджет команды. Он определяет основной вектор развития. Второе - это сплоченный коллектив. Третье – творческие, думающие люди, живущие общим делом. Если человек пришел в гонки только ради зарплаты, его хватит на полгода, не больше. Ему будет сложно адаптироваться к уникальным условиям, потому что автоспорт, как и искусство, требует жертв.
Какой необходимый штат сотрудников должен быть в рейдовой команде?
- Не буду обобщать, потому что команда команде рознь. Поделюсь тем, как дела обстоят у нас. Опора команды – это техническая служба. К одному экипажу прикреплены два постоянных механика, которые готовят технику и обслуживают ее во время гонки. Есть профильные специалисты высокого класса: электрик, станочник, подвесочник. Обязательно в штатном расписании должен быть менеджер – без него никуда. Эту должность занимает Александра Тарасова – она в курсе всех изменений в правилах, регламентах, всего нового, что происходит в ралли-рейдах. Собирает информацию, анализирует и советует как поступить лучше.
Ты не упомянул директора. В чем заключается твоя работа?
- Сделать так, чтобы организм команды был здоровым и работал как швейцарские часы. Создать условия для каждого человека и обеспечить его всем необходимым. Помимо директора я еще и тренер, поэтому тесты, тренировки тоже на мне. И медиа…
Ты и пиаром занимаешься? Это же отдельная большая тема, которая требует специальных знаний!
- Пока у нас нет PR-службы. Команда начинает в ней нуждаться, когда имеет несколько экипажей, потому что главная задача пиарщиков найти спонсоров. Содержать большую команду очень накладно. Это другой уровень. Другой бюджет. Я хорошо знаю, о чем говорю: когда в команде «ГЕОРЕЙД» было 5 экипажей, расходы были серьезные.
Не секрет, что спонсоры в очереди не стоят. За счет чего живет ваша команда?
- Пытаемся зарабатывать. Занимаемся обучением пилотов, а также контраварийной подготовкой для простых людей, предлагаем в аренду спортивные автомобили с технической поддержкой на гонках. Но до самоокупаемости еще не доросли. Чтобы затраты окупались надо обслуживать, как минимум, пять клиентских автомобилей в просторном отдельном боксе силами хороших специалистов. Таких мощностей пока не хватает.
А заказы есть? Такой рынок вообще существует?
- Заказы есть, но к нам приезжают в основном друзья или хорошие знакомые. Автоспортивный рынок пребывает в сомнабулическом состоянии. На мой взгляд, рынок можно взбодрить, если к вопросу подойти более гибко. Скажи, почему убрали из чемпионата «Национальный класс»?
Из-за того, что он перестал набирать кворум. УАЗы вытеснили из гонок «Нивы» со всеми вытекающими…
- Отлично! Так разбейте «Нацкласс» на два класса - до 2,5 литров и свыше 2,5 литров и никто никому мешать не будет. Дайте ребятам на «Нивах» гоняться, ведь АвтоВАЗ до сих пор продолжает их штамповать! Дешево и сердито. Посмотри на гонки начала 2000-х, они собирали более 60 экипажей, и самым популярным автомобилем была «Нива». Не УАЗы виноваты в развале «Нацкласса», а не эффективная стратегия развития дисциплины. Вспомни, как реагируют зрители, увидев «Ниву» преодолевающую астраханские пески. Ни одному прототипу не уделяют столько эмоций. «Нива» массовая машина. Уверен, с возвращением «Нивы», возродятся команды, которые будут их готовить к гонкам, так как на такие машины будет спрос – они доступные по цене. Считаю надо внимательнее следить за экономическим положением в стране и возможностями людей. Начав с «Нивы», через какое-то время пилот пересядет на прототип, потому что «Нивы» ему будет не хватать. Но он уже будет подготовленным гонщиком, опытным. Отсюда и конкуренция выше. При не эффективном подходе страдает не только дисциплина, но и рейдовая школа, учиться надо на дешевых автомобилях, а не на дорогих.
Исходя из твоего опыта, сколько надо потратить время, чтобы из новичка превратиться в мастера спорта?
- Профессионала можно сделать из любого водителя за 1,5 – 2 года. За этот же период новичок в ралли-рейдах может стать мастером спорта. Андрей Сушенцов это доказал на практике.
Довольно быстро, почему тогда не так много людей приходят в ралли-рейды?
- Причины есть. Важные – это финансовые затраты и слабое освещение гонок в СМИ. Но добиться результата здесь можно гораздо быстрее, чем в других дисциплинах автоспорта, потому что секунды и доли секунд играют не такую важную роль как в ралли или кольце.
В чем особенность управления рейдовым автомобилем?
- Управлять рейдовым автомобилем непросто, и это связано с тем, что у него высокий центр тяжести. Надо уметь работать с продольной, поперечной и вертикальной осью автомобиля. Необходимо усвоить, что педаль газа нужна не только для ускорения, а педаль тормоза для замедления, они, в первую очередь, позволяют загружать подвеску, перекидывать вес с колеса на колесо. Если этому научишься, поедешь быстро и безопасно. Высокий центр тяжести требует особого к себе внимания, если ты ошибся с «разгрузой» и педалью газа, все – «чердак» - ты перевернулся. К специфике рейдовых машин надо привыкать - учиться ими управлять, а может и переучиваться, если ранее ты освоил пилотирование кольцевых или раллийных спорткаров.
Вернемся к команде. Насколько престижно выиграть чемпионат страны в командном зачете?
- На мой взгляд, престиж командной победы пошатнулся. Раньше СМИ больше уделяли внимания командам, и борьба от этого была яркая, интересная. Сейчас акцент сместился на личный результат пилотов, и командный дух растаял как дым. Еще мне кажется, для командной борьбы нужна особая атмосфера в ралли-рейдах, которая влияла бы на желание пилотов объединяться в команды. Нынешняя атмосфера сильно проигрывает атмосфере 20-летней давности.
Александр, ты успешный предприниматель, имеешь свою школу подготовки водителей. Учишь людей правильно управлять автомобилем, мотоциклом. Все у тебя хорошо, зачем тебе столько сложностей, связанных со спортом?
- Это же наркотик. В 2006 году я принял решение бросить спорт, но все это время невольно, краем глаза, подглядывал за тем, что происходит в ралли-рейдах. Когда Андрей Сушенцов предложил поработать с командой и начались тренировки, я уже не смог удержаться, чтобы снова с головой окунуться в эту жизнь. Я ему очень благодарен за то, что оживил меня, позволил вернуться в яркий эмоциональный мир. Мне было приятно встретиться с друзьями, которых не видел много лет. Когда дышишь гоночным воздухом, понимаешь, что живешь.
Как ты охарактеризуешь тех людей, кто посвятил большую часть своей жизни гонкам?
- Таких сумасшедших мало – их можно по пальцам пересчитать, но они самые счастливые люди. Многие им завидуют.
Насколько сложна тренерская работа?
- Она не простая, но очень интересная. Когда мы начинали с Андреем (Сушенцовым – прим.) тренироваться, его инстинкт самосохранения отлично работал - он опасался ставить машину в занос. Постепенно мы убрали эту и другие преграды, и наступило время, когда я сказал: «С тобой стало интересно ездить». Он начал использовать левую ногу, уверенно переходил в занос и прерывал его, чтобы правильно распределить массу автомобиля. Мы подошли к изучению мелочей, которые составляют основу успеха. В этих мелочах очень приятно копаться и разбираться. Классно когда ты захотел что-то подсказать пилоту, а он это уже выполнил. В такие моменты испытываю удовлетворение за то, что сумел привить пилоту навыки, которые позволяют ему ехать быстро и безопасно.
Традиционный вопрос: Какое у тебя отношение к ралли-рейду «Золото Кагана»?
- Для меня Астрахань и Волгоград два региона, в которых обязательно надо проводить ралли-рейды, так как они практически созданы для этого. Просторы, пески, степные грунтовые дороги – все, чем живут рейды, здесь есть. Хочется вернуться к тем временам, когда все жили на бивуаке и общались как одна большая семья.
Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Александра Грачева
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] =>
[~PREVIEW_TEXT] =>
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 1028
[TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
(
[value:protected] => DateTime Object
(
[date] => 2020-04-28 13:17:18.000000
[timezone_type] => 3
[timezone] => Europe/Moscow
)
)
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 800
[WIDTH] => 1200
[FILE_SIZE] => 187105
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/376
[FILE_NAME] => 3764025771f854fe81a80e8efd57a719.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Baha.-Rostovskaya-oblast11.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 58e5e98865e0cc0226bf3d7ef3fc2060
[~src] =>
[SRC] => /upload/iblock/376/3764025771f854fe81a80e8efd57a719.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/376/3764025771f854fe81a80e8efd57a719.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/376/3764025771f854fe81a80e8efd57a719.jpg
[ALT] => Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"
[TITLE] => Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"
)
[~DETAIL_PICTURE] => 1028
[TIMESTAMP_X] => 28.04.2020 13:17:18
[~TIMESTAMP_X] => 28.04.2020 13:17:18
[ACTIVE_FROM] => 27.04.2020
[~ACTIVE_FROM] => 27.04.2020
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => /news/aleksandr_grachev_professionala_mozhno_sdelat_iz_lyubogo_voditelya_za_dva_goda/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /news/aleksandr_grachev_professionala_mozhno_sdelat_iz_lyubogo_voditelya_za_dva_goda/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => aleksandr_grachev_professionala_mozhno_sdelat_iz_lyubogo_voditelya_za_dva_goda
[~CODE] => aleksandr_grachev_professionala_mozhno_sdelat_iz_lyubogo_voditelya_za_dva_goda
[EXTERNAL_ID] => 453
[~EXTERNAL_ID] => 453
[IBLOCK_TYPE_ID] => content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => content
[IBLOCK_CODE] => matilda_news_s1
[~IBLOCK_CODE] => matilda_news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 27.04.2020
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
)
[FIELDS] => Array
(
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 22
[~ID] => 22
[TIMESTAMP_X] => 11.09.2020 13:58:46
[~TIMESTAMP_X] => 11.09.2020 13:58:46
[IBLOCK_TYPE_ID] => content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => content
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => matilda_news_s1
[~CODE] => matilda_news_s1
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Новости
[~NAME] => Новости
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => matilda_news_s1
[~XML_ID] => matilda_news_s1
[TMP_ID] => 4c3ed12246316b959b28400df2b9974a
[~TMP_ID] => 4c3ed12246316b959b28400df2b9974a
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] => C
[~LIST_MODE] => C
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Элементы
[~ELEMENTS_NAME] => Элементы
[ELEMENT_NAME] => Элемент
[~ELEMENT_NAME] => Элемент
[EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[~EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => zolotokagana.ru
[~SERVER_NAME] => zolotokagana.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
[META_TAGS] => Array
(
[ELEMENT_CHAIN] => Александр Грачев: "Профессионала можно сделать из любого водителя за два года"
[BROWSER_TITLE] =>
[KEYWORDS] =>
[DESCRIPTION] =>
)
)