Заказать звонок

Новости

Марат Юсипов: Т2 – самый быстрый путь для достижения успеха в ралли-рейдах

20.04.2020

Марат Юсипов: Т2 – самый быстрый путь для достижения успеха в ралли-рейдах

ФИА приняла решение больше не присваивать титул обладателя Кубка мира пилотам, выступающих на автомобилях Т2. Чтобы узнать, как это повлияет на категорию серийных автомобилей – Т2 (Production), мы отправились в одну из старейших «конюшен» - «Спортфабрику», которая «собаку съела», готовя эти машины к гонкам. В этом году ей исполняется 20 лет. За это время машины, вышедшие из ворот команды, не раз становились Чемпионами России и призерами этапов Кубка мира по ралли-рейдам. Одна победа в Кубке мира также в «багаже» команды. Неспешная беседа с основателем и руководителем «Спортфабрики» Маратом Юсиповым, действительно, расширяет кругозор.

Марат, 20 лет! Ты помнишь, как все начиналось?

Конечно, помню. Все началось в 2000 году с того, что мы построили гоночную Ниву Владимиру Фролову, и пошло – поехало. Два года мы на ней участвовали в различных ралли-рейдах, познавая для себя внедорожную науку. Потом Володе пришла в голову идея пересесть на Mitsubishi Pajero. Сказано – сделано! Из девяти гонок в сезоне восемь мы выиграли и стали чемпионами России. РАФ, посмотрев на это безобразие, решил поменять технические требования, создав в стране класс Production, куда была переведена наша машина. До этого мы соревновались с Нивами и УАЗиками в классе до 2,5 литров. Перейдя в Production, машина стала неконкурентоспособной, потому что бороться на 2,5-литровой короткой Pajero с большими 3,5-литровыми внедорожниками стало сложно, тем более что их строили не в России, а за рубежом в известных гоночных «конюшнях». На то время это была еще разница. Но мы не сложили оружие, а пошли дальше - построили прототип. С тех пор тем и занимаемся 20 лет - строим спорткары, готовим их к гонкам, оказываем техническую поддержку на соревнованиях.

83048580_632832154129761_1380008820821983232_n.jpg

Как ты оцениваешь решение ФИА больше не присваивать титул обладателя Кубка мира пилотам, выступающих на автомобилях Т2?

Так как мы в последнее время очень плотно работали именно с машинами Т2, конечно же, это меня касается напрямую. Надеюсь, эта участь не постигнет пилотов в российских сериях, и РАФ будет более дальновидным. Ясно, что машины Т2 это особый класс. Они не такие быстрые, как прототипы и не такие дешевые, как машины Нацкласса. Но эти машины имеют ряд очень важных преимуществ. Человек, пришедший впервые в ралли-рейды, может, конечно же, сразу сесть в прототип и участвовать в гонках, но это очень дорого и до цели надо идти долго, так как машина абсолютно незнакомая, а конкуренция высокая. Многие на это не решаются. Дешевле – это Национальный класс, но новичок долго никуда не приедет, потому что УАЗиком сложно даже в гражданской жизни управлять, не говоря о гонках. Чтобы на нем выигрывать, надо быть Богданом Вавренюком, ни больше не меньше. Здесь на сцену выходит класс Production – машина, сделанная из серийного внедорожника, такого же, что стоит у тебя в гараже, на котором не надо переучиваться ездить и тратить на это время и деньги. Сел и поехал. И, главное, ты можешь достигнуть спортивного результата гораздо быстрее, чем в других категориях. Именно в этом классе наши гонщики больше остальных становились обладателями Кубка мира. Т2 – самый быстрый путь для достижения успеха в ралли-рейдах.

Давай поспорим. Машины в Т2 по своим качествам похожи друг на друга, значит, победит тот кто лучше пилотирует…

В этом и заключается интерес. В зачете «Super Production» все машины разные, так как они строятся индивидуально и в ограниченном количестве. Одни дороже, другие дешевле, одни быстрее, другие медленнее. «Production» - это серийная машина, сошедшая с конвейера, и доработана до гонок в жестких рамках технических требований. Априори они все примерно в одной кондиции, отсюда следует, что гонку в этом классе выигрывает не машина, а пилот. Т2 – борьба пилотов и это сильно поднимает самооценку человека. Учиться пилотированию надо в любом случае, неважно на каком автомобиле ты выступаешь, но вся прелесть Т2 заключается в том, что здесь надо учиться, а не переучиваться.

А как обстоит дело с надежностью машин? Могу я обойтись без механиков?

Это, смотря какую задачу ты перед собой поставил. Если просто покататься, попозировать на стартовом подиуме, а потом всем мешать на трассе, то можешь и без механиков. А если хочешь выигрывать гонки, техническая поддержка тебе необходима. Повторюсь, изначально это серийная машина, ее узлы и агрегаты не рассчитаны на экстремальные нагрузки, поэтому после каждого гоночного дня автомобиль приходится разбирать и собирать снова, меняя изношенные детали. Без команды механиков не обойтись. В Production гонку выигрывает команда, куда входят пилоты, инженеры, механики, менеджеры. По-другому никак. И еще один момент, важно, когда машину строит и обслуживает одна команда - в этом заключается огромная доля успеха.

83652541_632832290796414_4433727974117736448_n.jpg

Как ты считаешь, не ущемлены ли права Т2 в чемпионате и Кубке России? В чемпионате, в своем классе, Production борется за титул с Нацклассом – автомобилями без рестрикторов! Это очень важно. А в Кубке, вообще с «Рейд-Спорт», куда допускаются даже прототипы!

Я считаю, эти объединения произошли не от хорошей жизни. Классы не набирали кворум, титулы не присваивались – надо было что-то менять. РАФ все сделал правильно. По своим характеристикам, в современных ралли-рейдах, машины можно разделить на четыре категории – Super Production, Грузовики, Т3, и все остальные (Т2, Рейд-Спорт, Нацкласс). Вот эти «остальные» по скорости примерно равны. Но это одна сторона медали, другая – то, что всеми этими автомобилями управляют разные по своим амбициям и возможностям пилоты. «Нацкласс» – это зачастую обычные парни, самодельщики, которые могут у себя в гараже «запилить» УАЗик так, что он поедет достаточно быстро. «Production» - это люди, имеющие достаток, пришли в ралли-рейды и смотрят, что здесь происходит. Для них это хобби, не больше, не меньше, но хотят вложить деньги и свое время для достижения результата. «Рейд-Спорт» – это в основном люди из автоспорта, бывшие или действующие раллисты, опытные пилоты. Все они с разным уровнем подготовки и выступают на разной технике, но как ни странно, эти различия их объединяют.

Марат, скажи честно, находясь на ралли-рейде «Золото Кагана», ты чувствуешь себя как-то по-особому? Ведь астраханская степь испытывает машины по-взрослому.

Для нас - команды сопровождения, если машина прошла Астрахань без технических проблем – это особая маленькая победа. «Золото Кагана» я считаю культовой гонкой в чемпионате России. Она предъявляет серьезные требования к пилоту, штурману, технике – всей команде. Это настоящий вызов! Есть гонки запоминающиеся, а есть обыкновенные, Астрахань же западает в память надолго. Также культовыми гонками я считаю «Северный лес» и канувшую в лету «Коломну». Они настолько непредсказуемые, что могут перетасовать ваши карты в любую минуту, и когда ты выходишь победителем, для тебя это одни из лучших мгновений в жизни.

Марат, спасибо за интересную беседу!

До встречи!

Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Марата Юсипова

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1016 [~ID] => 1016 [NAME] => Баха Золото Кагана 2024 Бюллетень организатора №2 [~NAME] => Баха Золото Кагана 2024 Бюллетень организатора №2 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4419 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4419 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3907 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3907 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3909 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3909 [SORT] => 398 [~SORT] => 398 ) [1] => Array ( [ID] => 1012 [~ID] => 1012 [NAME] => Баха Золото Кагана 2024 Бюллетень организатора №1 [~NAME] => Баха Золото Кагана 2024 Бюллетень организатора №1 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4412 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4412 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3905 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3905 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3906 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3906 [SORT] => 399 [~SORT] => 399 ) [2] => Array ( [ID] => 1006 [~ID] => 1006 [NAME] => Список участников 2 этапа чемпионата России по ралли-рейдам Золото_Кагана - 2024 [~NAME] => Список участников 2 этапа чемпионата России по ралли-рейдам Золото_Кагана - 2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4404 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4404 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3889 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3889 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3896 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3896 [SORT] => 400 [~SORT] => 400 ) [3] => Array ( [ID] => 1009 [~ID] => 1009 [NAME] => Список участников 1 этапа чемпионата России по кросс-кантри ралли Золото Кагана - 2024 [~NAME] => Список участников 1 этапа чемпионата России по кросс-кантри ралли Золото Кагана - 2024 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4409 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4409 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3894 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3894 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3897 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 3897 [SORT] => 401 [~SORT] => 401 ) )

Документы

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1015 [~ID] => 1015 [NAME] => «Русская механика» снова в деле! [~NAME] => «Русская механика» снова в деле! [CODE] => russkaya_mekhanika_snova_v_dele [~CODE] => russkaya_mekhanika_snova_v_dele [PREVIEW_TEXT] => «Русская механика» снова в деле! [~PREVIEW_TEXT] => «Русская механика» снова в деле! [DATE_CREATE] => 20.04.2024 02:27:45 [~DATE_CREATE] => 20.04.2024 02:27:45 [ACTIVE_FROM] => 20.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 20.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [1] => Array ( [ID] => 1017 [~ID] => 1017 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: всё готово к старту [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: всё готово к старту [CODE] => zoloto_kagana_2024_vsye_gotovo_k_startu [~CODE] => zoloto_kagana_2024_vsye_gotovo_k_startu [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: всё готово к старту [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: всё готово к старту [DATE_CREATE] => 20.04.2024 07:25:14 [~DATE_CREATE] => 20.04.2024 07:25:14 [ACTIVE_FROM] => 20.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 20.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [2] => Array ( [ID] => 1013 [~ID] => 1013 [NAME] => Сообщаем координаты бивуака официальных тестов перед гонкой [~NAME] => Сообщаем координаты бивуака официальных тестов перед гонкой [CODE] => soobshchaem_koordinaty_bivuaka_ofitsialnykh_testov_pered_gonkoy [~CODE] => soobshchaem_koordinaty_bivuaka_ofitsialnykh_testov_pered_gonkoy [PREVIEW_TEXT] => Сообщаем координаты бивуака официальных тестов перед гонкой [~PREVIEW_TEXT] => Сообщаем координаты бивуака официальных тестов перед гонкой [DATE_CREATE] => 18.04.2024 12:51:31 [~DATE_CREATE] => 18.04.2024 12:51:31 [ACTIVE_FROM] => 18.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 18.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) )

Новости