Array
(
[ID] => 401
[~ID] => 401
[NAME] => Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире
[~NAME] => Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире
[IBLOCK_ID] => 22
[~IBLOCK_ID] => 22
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT] => Мастера спорта международного класса Олега Тюпенкина – человек, который в далеком 1991 году зарождал в России внедорожные гонки, организовывая международный марафон «Мастер-ралли». А дальше был большой яркий спортивный путь, длиною в 30 лет. Но время неумолимо, и мы решили поговорить с действующим чемпионом страны в категории Т2 не об истории, а о делах сегодняшних и немного заглянуть в будущее.
Олег, поделись прогнозом. Как долго будет жить в России зачет Т2 если за рубежом решили от него избавиться?
- В России с Т2 все будет в порядке. Во-первых, мы участвуем в этом зачете, а там где мы, там всегда конкуренция и интересная борьба. В 2019-м мы с Максимом Кирпилевым выиграли в Т2, а в 2018-м – выиграли в «Рейд-Спорт», поэтому являемся своеобразным раздражителем для соперников. Во-вторых, в нашей стране серийных спортивных внедорожников достаточное количество, чтобы создать интригу в борьбе за титул. На ближайшие лет пять, волноваться точно не стоит с наполняемостью класса.
Где выше конкуренция в Т2 или в «Рейд-Спорт»?
- Интересно и там и там. Борьба не только в скорости, но и в тактике, навигации, математике. Присмотритесь, чем занимаются пилоты после гоночного дня, они обсуждают свои ошибки, ищут пути их исправления и строят тактику на завтра. Соперничество не прекращается с финишем на спецучастке, оно на протяжении всей гонки и независимо от того в каком классе ты выступаешь. В новом сезоне в Т2 конкуренция усилится, появятся еще несколько главных действующих лиц, включая опытных Алдиса Вилцанса и Жени Павлова. Также будет пополнение и в «Рейд-Спорт», где заводская команда ГАЗ не сможет чувствовать себя так комфортно, как в минувшем сезоне. Уверен, будет за чем понаблюдать.
Что скажешь о прошедшем сезоне, который запомнился вашей борьбой за титул с Богданом Вавренюком?
- Весь сезон нам пришлось отыгрываться за осечки на первых двух этапах. На скользком «Северном лесе» мы улетели в сугроб, и долго не могли оттуда вылезти. Богдан тогда остановился и пытался нам помочь, но на его машине уже не было буксировочной проушины, так как он ее оторвал, выдергивая до этого другой экипаж. Мы его отпустили, гонка была проиграна. В Астрахани наружу вылезла техническая недоработка машины – не хватало системы охлаждения двигателя, и он перешел в аварийный режим, не позволяя развивать необходимые обороты и мощность. Мы рисковали перегреть мотор и коробку передач, поэтому было принято решение сойти с дистанции. На оставшихся двух этапах, в Ростове и Ульяновске, нам необходима была только победа, и с этой задачей мы справились.
Насколько хорош гоночный Porsche Cayenne?
- Раз этот автомобиль стал чемпионом России, значит, достаточно хорош! Конструкция машины очень хорошо продумана инженерами компании, она сбалансированная, мощная и надежная. Однако чтобы побеждать на гонках нашей команде потребовалось два года на модернизацию и адаптацию к тяжелым спортивным нагрузкам. Это еще раз подтверждает, что автогонки это отличный испытательный полигон для любой, даже самой совершенной модели автомобиля.
Олег, за 30 лет, находясь в «теме», что можешь сказать о национальных ралли-рейдах. Они сильно поменялись?
- Когда рейды зарождались, это было похоже на дружеские внедорожные «покатушки» на самоделках или гражданских внедорожниках. Как всегда бывает, определились лидеры - амбициозные люди - они стали ввозить из-за рубежа настоящие рейдовые спорткары. За ними потянулись другие, возникла серьезная конкуренция. Потребовались грамотно разработанные правила и технические требования. Их создали. Сейчас в России один из лучших в мире национальный чемпионат страны по ралли-рейдам, который готовит пилотов мирового уровня. Появились «конюшни», строящие технику, которая на равных борется с лучшими мировыми аналогами. Конечно, все поменялось, очень сильно. В лучшую сторону.
А каким ты видишь будущее ралли-рейдов в России и мире?
- В обозримом будущем, считаю, кардинально ничего не поменяется. Если взять за точку отсчета прототипы 30-летней давности Mitsubishi или Citroen, то их конструкция не сильно отличается от современных «суперов». Машины, конечно же, улучшаются, но концептуально они остаются прежними. Возможно, когда аккумуляторы с большой емкостью станут легкими и компактными, начнется эра развития электромобилей. По динамике эти машины превосходят «классические», им не страшны высокогорье с разряженным воздухом и жаркий климат пустынь. Осталось за малым - решить проблему самих батарей и их подзарядки на трассе. Уже есть опыт участия таких машин в гонках, считаю, скоро мы их увидим в большем количестве.
В последнее время скорость в ралли-рейдах заметно выросла. Ее ограничили для грузовиков и SSV. Ты согласен с тем, что Т1 и Т2 продолжают ехать «на все деньги»?
- Перевернуться на грузовике на скорости 130 км/час, где над тобой около 10 тонн железа, это достаточно страшно, и может быть очень больно. А SSV – это открытый автомобиль, который может улететь в камни или деревья со всеми вытекающими последствиями. С ограничениями по этой технике, я согласен. Для остальных «максималку» ограничивать не стоит, потому что это более защищенные машины. Понятно, что и «супер» на высокой скорости может развалиться на запчасти, как в нашем случае с Леонидом Новицким в 2009 году в Тунисе, - никто от этого не застрахован. Но у этих машин запас прочности, чтобы сохранить здоровье и жизнь экипажу гораздо выше, чем у грузовиков и SSV.
Скорость предъявляет особые требования к Дорожной книге. Какие особенности обязательно надо в ней учитывать?
- На мой взгляд, основная особенность заключается в том, что тот, кто пишет Дорожную книгу, должен четко понимать на какой скорости движутся экипажи. До 80 км/час можно ехать «глазами» - у пилота есть время на реакцию. На более высокой скорости этот термин уже не работает. Это небезопасно. Если дорога позволяет ехать быстро, все серьезные опасности должны быть обозначены в Дорожной книге. Не меньшая, а может быть и большая ответственность, лежит на экипаже, который перед гонкой проверяет Дорожную книгу, внося в нее коррективы. Этим должны заниматься профессионалы.
Олег, в завершении традиционный вопрос – какие впечатления ты испытываешь, когда речь заходит о ралли-рейде «Золото Кагана»?
- «Золото Кагана» - это культовая гонка в российском чемпионате, впечатления самые положительные. Это весна, тепло, солнышко, песок. Что может быть лучше после продолжительной холодной зимы? Мне эта гонка нравится и хочется, чтобы жизнь у нее была долгой.
Олег, огромное спасибо за особое мнение, оно нам очень важно!
- Спасибо вам! До встречи!
Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Олега Тюпенкина и интернета
[~DETAIL_TEXT] => Мастера спорта международного класса Олега Тюпенкина – человек, который в далеком 1991 году зарождал в России внедорожные гонки, организовывая международный марафон «Мастер-ралли». А дальше был большой яркий спортивный путь, длиною в 30 лет. Но время неумолимо, и мы решили поговорить с действующим чемпионом страны в категории Т2 не об истории, а о делах сегодняшних и немного заглянуть в будущее.
Олег, поделись прогнозом. Как долго будет жить в России зачет Т2 если за рубежом решили от него избавиться?
- В России с Т2 все будет в порядке. Во-первых, мы участвуем в этом зачете, а там где мы, там всегда конкуренция и интересная борьба. В 2019-м мы с Максимом Кирпилевым выиграли в Т2, а в 2018-м – выиграли в «Рейд-Спорт», поэтому являемся своеобразным раздражителем для соперников. Во-вторых, в нашей стране серийных спортивных внедорожников достаточное количество, чтобы создать интригу в борьбе за титул. На ближайшие лет пять, волноваться точно не стоит с наполняемостью класса.
Где выше конкуренция в Т2 или в «Рейд-Спорт»?
- Интересно и там и там. Борьба не только в скорости, но и в тактике, навигации, математике. Присмотритесь, чем занимаются пилоты после гоночного дня, они обсуждают свои ошибки, ищут пути их исправления и строят тактику на завтра. Соперничество не прекращается с финишем на спецучастке, оно на протяжении всей гонки и независимо от того в каком классе ты выступаешь. В новом сезоне в Т2 конкуренция усилится, появятся еще несколько главных действующих лиц, включая опытных Алдиса Вилцанса и Жени Павлова. Также будет пополнение и в «Рейд-Спорт», где заводская команда ГАЗ не сможет чувствовать себя так комфортно, как в минувшем сезоне. Уверен, будет за чем понаблюдать.
Что скажешь о прошедшем сезоне, который запомнился вашей борьбой за титул с Богданом Вавренюком?
- Весь сезон нам пришлось отыгрываться за осечки на первых двух этапах. На скользком «Северном лесе» мы улетели в сугроб, и долго не могли оттуда вылезти. Богдан тогда остановился и пытался нам помочь, но на его машине уже не было буксировочной проушины, так как он ее оторвал, выдергивая до этого другой экипаж. Мы его отпустили, гонка была проиграна. В Астрахани наружу вылезла техническая недоработка машины – не хватало системы охлаждения двигателя, и он перешел в аварийный режим, не позволяя развивать необходимые обороты и мощность. Мы рисковали перегреть мотор и коробку передач, поэтому было принято решение сойти с дистанции. На оставшихся двух этапах, в Ростове и Ульяновске, нам необходима была только победа, и с этой задачей мы справились.
Насколько хорош гоночный Porsche Cayenne?
- Раз этот автомобиль стал чемпионом России, значит, достаточно хорош! Конструкция машины очень хорошо продумана инженерами компании, она сбалансированная, мощная и надежная. Однако чтобы побеждать на гонках нашей команде потребовалось два года на модернизацию и адаптацию к тяжелым спортивным нагрузкам. Это еще раз подтверждает, что автогонки это отличный испытательный полигон для любой, даже самой совершенной модели автомобиля.
Олег, за 30 лет, находясь в «теме», что можешь сказать о национальных ралли-рейдах. Они сильно поменялись?
- Когда рейды зарождались, это было похоже на дружеские внедорожные «покатушки» на самоделках или гражданских внедорожниках. Как всегда бывает, определились лидеры - амбициозные люди - они стали ввозить из-за рубежа настоящие рейдовые спорткары. За ними потянулись другие, возникла серьезная конкуренция. Потребовались грамотно разработанные правила и технические требования. Их создали. Сейчас в России один из лучших в мире национальный чемпионат страны по ралли-рейдам, который готовит пилотов мирового уровня. Появились «конюшни», строящие технику, которая на равных борется с лучшими мировыми аналогами. Конечно, все поменялось, очень сильно. В лучшую сторону.
А каким ты видишь будущее ралли-рейдов в России и мире?
- В обозримом будущем, считаю, кардинально ничего не поменяется. Если взять за точку отсчета прототипы 30-летней давности Mitsubishi или Citroen, то их конструкция не сильно отличается от современных «суперов». Машины, конечно же, улучшаются, но концептуально они остаются прежними. Возможно, когда аккумуляторы с большой емкостью станут легкими и компактными, начнется эра развития электромобилей. По динамике эти машины превосходят «классические», им не страшны высокогорье с разряженным воздухом и жаркий климат пустынь. Осталось за малым - решить проблему самих батарей и их подзарядки на трассе. Уже есть опыт участия таких машин в гонках, считаю, скоро мы их увидим в большем количестве.
В последнее время скорость в ралли-рейдах заметно выросла. Ее ограничили для грузовиков и SSV. Ты согласен с тем, что Т1 и Т2 продолжают ехать «на все деньги»?
- Перевернуться на грузовике на скорости 130 км/час, где над тобой около 10 тонн железа, это достаточно страшно, и может быть очень больно. А SSV – это открытый автомобиль, который может улететь в камни или деревья со всеми вытекающими последствиями. С ограничениями по этой технике, я согласен. Для остальных «максималку» ограничивать не стоит, потому что это более защищенные машины. Понятно, что и «супер» на высокой скорости может развалиться на запчасти, как в нашем случае с Леонидом Новицким в 2009 году в Тунисе, - никто от этого не застрахован. Но у этих машин запас прочности, чтобы сохранить здоровье и жизнь экипажу гораздо выше, чем у грузовиков и SSV.
Скорость предъявляет особые требования к Дорожной книге. Какие особенности обязательно надо в ней учитывать?
- На мой взгляд, основная особенность заключается в том, что тот, кто пишет Дорожную книгу, должен четко понимать на какой скорости движутся экипажи. До 80 км/час можно ехать «глазами» - у пилота есть время на реакцию. На более высокой скорости этот термин уже не работает. Это небезопасно. Если дорога позволяет ехать быстро, все серьезные опасности должны быть обозначены в Дорожной книге. Не меньшая, а может быть и большая ответственность, лежит на экипаже, который перед гонкой проверяет Дорожную книгу, внося в нее коррективы. Этим должны заниматься профессионалы.
Олег, в завершении традиционный вопрос – какие впечатления ты испытываешь, когда речь заходит о ралли-рейде «Золото Кагана»?
- «Золото Кагана» - это культовая гонка в российском чемпионате, впечатления самые положительные. Это весна, тепло, солнышко, песок. Что может быть лучше после продолжительной холодной зимы? Мне эта гонка нравится и хочется, чтобы жизнь у нее была долгой.
Олег, огромное спасибо за особое мнение, оно нам очень важно!
- Спасибо вам! До встречи!
Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Олега Тюпенкина и интернета
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] =>
[~PREVIEW_TEXT] =>
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 899
[TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
(
[value:protected] => DateTime Object
(
[date] => 2020-04-28 10:42:26.000000
[timezone_type] => 3
[timezone] => Europe/Moscow
)
)
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 640
[WIDTH] => 960
[FILE_SIZE] => 71578
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/2cf
[FILE_NAME] => 2cf76733f19ee8ba17ffcd6b9eae5035.jpg
[ORIGINAL_NAME] => 83882059_644351896311120_4858791962460815360_n.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 833e60f535784f0a3dee863916c2e3e2
[~src] =>
[SRC] => /upload/iblock/2cf/2cf76733f19ee8ba17ffcd6b9eae5035.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/2cf/2cf76733f19ee8ba17ffcd6b9eae5035.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/2cf/2cf76733f19ee8ba17ffcd6b9eae5035.jpg
[ALT] => Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире
[TITLE] => Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире
)
[~DETAIL_PICTURE] => 899
[TIMESTAMP_X] => 28.04.2020 10:42:26
[~TIMESTAMP_X] => 28.04.2020 10:42:26
[ACTIVE_FROM] => 04.02.2020 14:39:00
[~ACTIVE_FROM] => 04.02.2020 14:39:00
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => /news/oleg_tyupenkin_o_gonochnom_porsche_i_budushchem_ralli_reydov_v_rossii_i_mire_1/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /news/oleg_tyupenkin_o_gonochnom_porsche_i_budushchem_ralli_reydov_v_rossii_i_mire_1/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => oleg_tyupenkin_o_gonochnom_porsche_i_budushchem_ralli_reydov_v_rossii_i_mire_1
[~CODE] => oleg_tyupenkin_o_gonochnom_porsche_i_budushchem_ralli_reydov_v_rossii_i_mire_1
[EXTERNAL_ID] => 401
[~EXTERNAL_ID] => 401
[IBLOCK_TYPE_ID] => content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => content
[IBLOCK_CODE] => matilda_news_s1
[~IBLOCK_CODE] => matilda_news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 04.02.2020
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
)
[FIELDS] => Array
(
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 22
[~ID] => 22
[TIMESTAMP_X] => 11.09.2020 13:58:46
[~TIMESTAMP_X] => 11.09.2020 13:58:46
[IBLOCK_TYPE_ID] => content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => content
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => matilda_news_s1
[~CODE] => matilda_news_s1
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Новости
[~NAME] => Новости
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /news/
[~LIST_PAGE_URL] => /news/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => matilda_news_s1
[~XML_ID] => matilda_news_s1
[TMP_ID] => 4c3ed12246316b959b28400df2b9974a
[~TMP_ID] => 4c3ed12246316b959b28400df2b9974a
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] => C
[~LIST_MODE] => C
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Элементы
[~ELEMENTS_NAME] => Элементы
[ELEMENT_NAME] => Элемент
[~ELEMENT_NAME] => Элемент
[EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[~EXTERNAL_ID] => matilda_news_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => zolotokagana.ru
[~SERVER_NAME] => zolotokagana.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
[META_TAGS] => Array
(
[ELEMENT_CHAIN] => Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире
[BROWSER_TITLE] =>
[KEYWORDS] =>
[DESCRIPTION] =>
)
)