Заказать звонок

Новости

Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире

28.04.2020

Олег Тюпенкин о гоночном Porsche и будущем ралли-рейдов в России и мире

Мастера спорта международного класса Олега Тюпенкина – человек, который в далеком 1991 году зарождал в России внедорожные гонки, организовывая международный марафон «Мастер-ралли». А дальше был большой яркий спортивный путь, длиною в 30 лет. Но время неумолимо, и мы решили поговорить с действующим чемпионом страны в категории Т2 не об истории, а о делах сегодняшних и немного заглянуть в будущее.

Олег, поделись прогнозом. Как долго будет жить в России зачет Т2 если за рубежом решили от него избавиться?

- В России с Т2 все будет в порядке. Во-первых, мы участвуем в этом зачете, а там где мы, там всегда конкуренция и интересная борьба. В 2019-м мы с Максимом Кирпилевым выиграли в Т2, а в 2018-м – выиграли в «Рейд-Спорт», поэтому являемся своеобразным раздражителем для соперников. Во-вторых, в нашей стране серийных спортивных внедорожников достаточное количество, чтобы создать интригу в борьбе за титул. На ближайшие лет пять, волноваться точно не стоит с наполняемостью класса.

Где выше конкуренция в Т2 или в «Рейд-Спорт»?

- Интересно и там и там. Борьба не только в скорости, но и в тактике, навигации, математике. Присмотритесь, чем занимаются пилоты после гоночного дня, они обсуждают свои ошибки, ищут пути их исправления и строят тактику на завтра. Соперничество не прекращается с финишем на спецучастке, оно на протяжении всей гонки и независимо от того в каком классе ты выступаешь. В новом сезоне в Т2 конкуренция усилится, появятся еще несколько главных действующих лиц, включая опытных Алдиса Вилцанса и Жени Павлова. Также будет пополнение и в «Рейд-Спорт», где заводская команда ГАЗ не сможет чувствовать себя так комфортно, как в минувшем сезоне. Уверен, будет за чем понаблюдать.

Что скажешь о прошедшем сезоне, который запомнился вашей борьбой за титул с Богданом Вавренюком?

- Весь сезон нам пришлось отыгрываться за осечки на первых двух этапах. На скользком «Северном лесе» мы улетели в сугроб, и долго не могли оттуда вылезти. Богдан тогда остановился и пытался нам помочь, но на его машине уже не было буксировочной проушины, так как он ее оторвал, выдергивая до этого другой экипаж. Мы его отпустили, гонка была проиграна. В Астрахани наружу вылезла техническая недоработка машины – не хватало системы охлаждения двигателя, и он перешел в аварийный режим, не позволяя развивать необходимые обороты и мощность. Мы рисковали перегреть мотор и коробку передач, поэтому было принято решение сойти с дистанции. На оставшихся двух этапах, в Ростове и Ульяновске, нам необходима была только победа, и с этой задачей мы справились.

84436992_644352716311038_7615730520575442944_n.jpg

Насколько хорош гоночный Porsche Cayenne?

- Раз этот автомобиль стал чемпионом России, значит, достаточно хорош! Конструкция машины очень хорошо продумана инженерами компании, она сбалансированная, мощная и надежная. Однако чтобы побеждать на гонках нашей команде потребовалось два года на модернизацию и адаптацию к тяжелым спортивным нагрузкам. Это еще раз подтверждает, что автогонки это отличный испытательный полигон для любой, даже самой совершенной модели автомобиля.

Олег, за 30 лет, находясь в «теме», что можешь сказать о национальных ралли-рейдах. Они сильно поменялись?

- Когда рейды зарождались, это было похоже на дружеские внедорожные «покатушки» на самоделках или гражданских внедорожниках. Как всегда бывает, определились лидеры - амбициозные люди - они стали ввозить из-за рубежа настоящие рейдовые спорткары. За ними потянулись другие, возникла серьезная конкуренция. Потребовались грамотно разработанные правила и технические требования. Их создали. Сейчас в России один из лучших в мире национальный чемпионат страны по ралли-рейдам, который готовит пилотов мирового уровня. Появились «конюшни», строящие технику, которая на равных борется с лучшими мировыми аналогами. Конечно, все поменялось, очень сильно. В лучшую сторону.

А каким ты видишь будущее ралли-рейдов в России и мире?

- В обозримом будущем, считаю, кардинально ничего не поменяется. Если взять за точку отсчета прототипы 30-летней давности Mitsubishi или Citroen, то их конструкция не сильно отличается от современных «суперов». Машины, конечно же, улучшаются, но концептуально они остаются прежними. Возможно, когда аккумуляторы с большой емкостью станут легкими и компактными, начнется эра развития электромобилей. По динамике эти машины превосходят «классические», им не страшны высокогорье с разряженным воздухом и жаркий климат пустынь. Осталось за малым - решить проблему самих батарей и их подзарядки на трассе. Уже есть опыт участия таких машин в гонках, считаю, скоро мы их увидим в большем количестве.

84542563_644352249644418_4913738492690825216_n.jpg

83600548_644352142977762_7234199088089006080_n.jpg

В последнее время скорость в ралли-рейдах заметно выросла. Ее ограничили для грузовиков и SSV. Ты согласен с тем, что Т1 и Т2 продолжают ехать «на все деньги»?

- Перевернуться на грузовике на скорости 130 км/час, где над тобой около 10 тонн железа, это достаточно страшно, и может быть очень больно. А SSV – это открытый автомобиль, который может улететь в камни или деревья со всеми вытекающими последствиями. С ограничениями по этой технике, я согласен. Для остальных «максималку» ограничивать не стоит, потому что это более защищенные машины. Понятно, что и «супер» на высокой скорости может развалиться на запчасти, как в нашем случае с Леонидом Новицким в 2009 году в Тунисе, - никто от этого не застрахован. Но у этих машин запас прочности, чтобы сохранить здоровье и жизнь экипажу гораздо выше, чем у грузовиков и SSV.

Скорость предъявляет особые требования к Дорожной книге. Какие особенности обязательно надо в ней учитывать?

- На мой взгляд, основная особенность заключается в том, что тот, кто пишет Дорожную книгу, должен четко понимать на какой скорости движутся экипажи. До 80 км/час можно ехать «глазами» - у пилота есть время на реакцию. На более высокой скорости этот термин уже не работает. Это небезопасно. Если дорога позволяет ехать быстро, все серьезные опасности должны быть обозначены в Дорожной книге. Не меньшая, а может быть и большая ответственность, лежит на экипаже, который перед гонкой проверяет Дорожную книгу, внося в нее коррективы. Этим должны заниматься профессионалы.

83867009_644352052977771_3401924199365738496_n.jpg

Олег, в завершении традиционный вопрос – какие впечатления ты испытываешь, когда речь заходит о ралли-рейде «Золото Кагана»?

- «Золото Кагана» - это культовая гонка в российском чемпионате, впечатления самые положительные. Это весна, тепло, солнышко, песок. Что может быть лучше после продолжительной холодной зимы? Мне эта гонка нравится и хочется, чтобы жизнь у нее была долгой.

Олег, огромное спасибо за особое мнение, оно нам очень важно!

- Спасибо вам! До встречи!

Вопросы задавал Владимир Королев
Фото из архива Олега Тюпенкина и интернета

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1078 [~ID] => 1078 [NAME] => Порядок и время старта на 4-й этап РАФ [~NAME] => Порядок и время старта на 4-й этап РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4488 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4488 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4087 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4087 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4089 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4089 [SORT] => 342 [~SORT] => 342 ) [1] => Array ( [ID] => 1077 [~ID] => 1077 [NAME] => Классификация_после_3_го_этапа_Кубок АО РАФ [~NAME] => Классификация_после_3_го_этапа_Кубок АО РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4487 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4487 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4084 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4084 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4086 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4086 [SORT] => 343 [~SORT] => 343 ) [2] => Array ( [ID] => 1076 [~ID] => 1076 [NAME] => Пенализация 3-й этап Кубок АО РАФ [~NAME] => Пенализация 3-й этап Кубок АО РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4486 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4486 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4081 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4081 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4083 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4083 [SORT] => 344 [~SORT] => 344 ) [3] => Array ( [ID] => 1075 [~ID] => 1075 [NAME] => Результаты СУ4 Кубок Астр О РАФ [~NAME] => Результаты СУ4 Кубок Астр О РАФ [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4485 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE] => 4485 [PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4078 [~PROPERTY_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4078 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE] => PDF [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_ENUM_ID] => 50 [PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4080 [~PROPERTY_TYPE_DOCUMENT_VALUE_ID] => 4080 [SORT] => 345 [~SORT] => 345 ) )

Документы

Array ( [0] => Array ( [ID] => 1080 [~ID] => 1080 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_gonka_na_grani_vozmozhnostey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: гонка на грани возможностей [DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [~DATE_CREATE] => 24.04.2024 23:18:50 [ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 24.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [1] => Array ( [ID] => 1079 [~ID] => 1079 [NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~NAME] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [~CODE] => zoloto_kagana_2024_skorostnye_dorogi_kalmykii_i_skhod_semi_ekipazhey [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024»: скоростные дороги Калмыкии и сход семи экипажей [DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [~DATE_CREATE] => 23.04.2024 07:28:49 [ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 23.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) [2] => Array ( [ID] => 1050 [~ID] => 1050 [NAME] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [~NAME] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [CODE] => zoloto_kagana_2024_peski_zhara_i_skhody_chem_zapomnilsya_vtoroy_gonochnyy_den [~CODE] => zoloto_kagana_2024_peski_zhara_i_skhody_chem_zapomnilsya_vtoroy_gonochnyy_den [PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [~PREVIEW_TEXT] => «Золото Кагана – 2024» Пески, жара и сходы – чем запомнился второй гоночный день [DATE_CREATE] => 22.04.2024 00:08:01 [~DATE_CREATE] => 22.04.2024 00:08:01 [ACTIVE_FROM] => 22.04.2024 [~ACTIVE_FROM] => 22.04.2024 [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text ) )

Новости